i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Деловая переписка

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕДЬМОГО СОЗЫВА
КОМИТЕТ ПО ФЕДЕРАТИВНОМУ УСТРОЙСТВУ И ВОПРОСАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Депутату Государственного Совета Чувашской Республики
И.Ю.МОЛЯКОВУ

Уважаемый Игорь Юрьевич!
В соответствии с Регламентом Государственной Думы Российской Федерации комитеты Государственной Думы, депутаты Государственной Думы не имеют права проверять законность и давать оценку нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. К их компетенции не относится также официальное толкование закона.
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления может только высказать свое, не подлежащее обязательному использованию в правоприменительной практике мнение, которое заключается в следующем.
Регулирование статуса депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления осуществлено статьей 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3). В частности, в названной статье предусмотрено, что указанные лица обеспечиваются условиями для беспрепятственного осуществления ими своих полномочий. Установлен порядок определения срока их полномочий; минимальный и максимальный срок полномочий; устанавливается, с какого момента полномочия начинаются и прекращаются; предусматривается максимальное количество депутатов, которые вправе осуществлять полномочия на постоянной основе. Кроме того, устанавливаются те элементы статуса, регламентирование которых возможно только федеральным законодательством. К ним относятся установление запретов на занятие определенной деятельностью и на замещение определенных должностей, основания досрочного прекращения полномочий, гарантии при привлечении к уголовной или административной ответственности.
Таким образом, значительная часть отношений, связанных со статусом депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, нашла свое разрешение непосредственно в Федеральном законе № 131-ФЗ. К полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено установление иных гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (часть 5.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ). Дальнейшее регулирование данного вопроса осуществляется уставами муниципальных образований, которые должны приниматься в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает совершенно определенный перечень правовых актов, которыми осуществляется регламентирование всех сторон деятельности указанных лиц.
Если в субъекте Российской Федерации отсутствует закон о гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, то в таком случае данный вопрос может быть регламентирован уставом муниципального образования с соблюдением положений Федерального закона № 131-ФЗ. При этом не следует устанавливать гарантии произвольно, без взаимосвязи с характером реализуемых указанными лицами полномочий. В уставе муниципального образования в качестве гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления правомерно определить формы депутатской деятельности; установить право на безотлагательный прием депутатов должностными лицами местного самоуправления, руководителями муниципальных предприятий и учреждений, а также право на депутатский запрос указанным лицам и порядок его рассмотрения; определить основания наступления ответственности депутата, выборного должностного лица перед населением; установить основания для отзыва депутата, выборного должностного лица и процедуру отзыва; для депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих полномочия на постоянной основе, установить размер и условия выплаты денежного содержания; для депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, установить порядок компенсации расходов, связанных с осуществлением полномочий.
Согласно статье 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон №8-ФЗ) доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться в том числе следующим способом: предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - это информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности (статья 1 Федерального закона №8-ФЗ).
Таким образом, любой пользователь данной информации (в том числе и депутат) может обратиться с запросом. Запрос Федеральным законом №8-ФЗ определен, как обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа.
Вместе с тем следует учитывать, что депутатский запрос должен отличаться от запросов иных лиц.
«Депутатский запрос» является одной из значимых публично-правовых форм деятельности депутатов. Он представляет собой обращение депутата к определенным органам или должностным лицам предоставить информацию по тому или иному вопросу, находящемуся в компетенции представительного органа, в который входит депутат. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены особенности реализации данной формы деятельности, например, что депутатский запрос вносится на заседании представительного органа, а ответ адресуется не депутату - автору запроса, а представительному органу. Представляется, что запрос должен выступать в качестве средства привлечения внимания представительного органа к актуальной проблеме жизнедеятельности населения. В связи с этим целесообразно в уставе предусмотреть сокращение срока ответа на депутатский запрос.
Так, в «Модельном законе о статусе выборного лица местного самоуправления» Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (принят в г. Санкт-Петербурге 28.11.2014 Постановлением 41-7) депутатский запрос определяется как поддержанное представительным органом местного самоуправления на своем заседании обращение депутата к выборному должностному лицу местного самоуправления, должностному лицу органа государственной власти и иного государственного органа, органа местного самоуправления, руководителю организации независимо от ее организационно-правовой формы, руководителю общественного объединения.
Учитывая вышеизложенное, нормы о «депутатском запросе» и в законе субъекта Российской Федерации, и в уставе муниципального образования не должны быть приравнены к обычному обращению граждан, поскольку последнее не является публично-правовым действием лица, замещающего муниципальную должность.
Что касается сроков рассмотрения запроса, сообщаю. Статьей 18 Федерального закона №8-ФЗ регулируются вопросы, связанные с запросом информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Следует отметить, что срок рассмотрения запроса Федеральный закон №8-ФЗ устанавливает в тридцать дней со дня его регистрации, хотя законодательство Российской Федерации может устанавливать исключения (как представляется, в отношении определенных категорий информации, например информации о чрезвычайных ситуациях, информирование о которых граждан отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления). Допустима отсрочка на срок не более чем пятнадцать дней сверх установленного Федеральным законом №8-ФЗ срока для ответа на запрос. Таким образом, независимо от категории информации (т.е. несмотря на исключения, предусмотренные частью 6 статьи 18 Федерального закона №8-ФЗ) общий срок ответа на запрос может составлять сорок пять дней со дня регистрации, но не более. Отсрочка допускается только при невозможности предоставления информации в положенный срок и должна быть аргументирована. Пользователь уведомляется о причине отсрочки и сроке предоставления информации в течение семи дней со дня регистрации запроса.
Учитывая, что Федеральным законом №8-ФЗ уже установлен порядок рассмотрения запроса, нормы закона субъекта Российской Федерации и устава муниципального образования в части сроков рассмотрения запроса должны быть с ним согласованы.
Также обращаю внимание, что увеличение срока ответа на запрос депутата не позволит оперативно реагировать на возникшие проблемные вопросы населения, и, в конечном итоге, негативно скажется на осуществлении полномочий муниципальными депутатами и соответствующим представительным органом муниципального образования в целом.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации общие принципы организации местного самоуправления относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Исходя из данной нормы, Федеральный закон № 131-ФЗ определил тот круг вопросов, который относится к полномочиям субъектов Российской Федерации и который они регламентируют с учетом исторических и иных местных традиций. Как уже отмечено, установление гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления является одним из таких вопросов, поэтому совершенно обоснованно, что каждый субъект Российской Федерации решает его по-своему, с учетом своей региональной специфики, в связи с чем нельзя согласиться с необходимостью унификации правового регулирования рассматриваемого вопроса. При этом на федеральном уровне не регламентируются, в частности, и гарантии осуществления полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, полагаю, что дополнительное регулирование в федеральном законодательстве в настоящее время не требуется.

С уважением,
Председатель Комитета
А.Н. Диденко
Tags: Деловая переписка
Subscribe

  • Мелочь, но приятно

    Посещение Чувашского национального музея.

  • Заметки на ходу (часть 476)

    Денег заработали на крепких ужасах. Деньги, их кругооборот - безумие. Грубое безумие служит ограничением для безумия индивидуального. Противно. Сон –…

  • Моление о звезде

    Как тихо у моря сегодня! Так было в начале времен. Восток не лучится, но сотню Он носит неясных имен. В невзрачности света не видно, Студена, как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments