i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Крым. 2015. 146

Хотя темное на севере - не совсем верно. Испания. Эль Греко: «Святое семейство со святой Анной и маленьким Иоанном Крестителем». Тощие, вытянутые фигуры. Поза Иоанна намекает на скорбь, с которой его, уже взрослого мужика, будут оплакивать, стащив с креста. Иоанн ручками выделывает фокусы - призывает к смирению. Эль Греко показывает, что Иоанн знает грядущее.
Или - Сурбаран. Тоже невесело. Испания тяжело избавлялась от Средневековья. Трудный процесс рождает революции в искусстве (Гойя) и контрреволюции (диктатор Франко). Сейчас - передышка (псевдомонархия), но ее время подходит к концу. Процесс сложный, оттого много мрачной страсти у испанцев. Но все же революционного не мало (Веласкес - «Менины»).
Есть явления природы, темные от естественных процессов. А есть темнота самой истории, вызванная сложностью сцепившихся намертво событий.
Плывем вдоль берега. Шуршит под днищем вода. Как бесконечная шахматная доска, камни на дне - светлые и темные. Отходим от мрачных гротов, и снова безветренный солнечный жар. Узкая пустая полоска пляжа, отвесная стена скал. Наверху – Артек, лагерь «Кипарисный» (бывший курорт Суук-Су с ресторанами и, знаменитым в Европе и России, казино). На возвышенности - башенка средневековой итальянской крепости. На нее любил взбираться Пушкин, а для каждого артековца посещение этого укрепления - непременная традиция. Дальше виднеется порт Артека и изящные корпуса лагеря «Морского». Завершает панораму громада Аю-Дага.
Жадно выискиваю в боку горы расщелину, не позволившую мне вчера спуститься к подножию. Каменных трещин оказалось несколько. К каждой с вершины сбегал каменный ручей или даже речка. Вчерашний ужас, отключивший сознание, - темная область жизни (как в гроте) или черная дыра сознания (как у Эль Греко). Если мозги отключались, то - выживал. А это процесс природный, схожий с агонией, но не с богословскими размышлениями. Как бы ни были они глубоки, а обслуживают грядущую агонию, а то и саму кончину. Книжное хозяйство не позволяет человеку, еще юношей, свести счеты с жизнью. Любовь и ответственность за других.
Рядом - И. Крутит, бедненькая, педали. Старается. Как мне не хотеть жить ради такой девочки! Женщины ощущают великую миссию жизни и ее продолжение. Дети. Опять же нужно жить, вертеться. Времени на отсутствие зубов, больную печень, лысину, а также хромоту не хватает. Мужик, круглые сутки занимающийся только собой, - омерзителен. Говорю молотящей по педалям И.: «Хитрые вы, бабы». Баба: «Это вы хитрые, пользуетесь нами. И сейчас - я гребу, а ты прохлаждаешься». Я: «Думаю, беда случилась в начале шестнадцатого века». Жена: «Что там было?» Я: «Рафаэль и Микеланджело. Поменяли стилистику, эстетику, манеру восприятия. Все у них не к Богу вело, а от Бога». Жена: «Сижу, слушаю твой бред, эту пустую болтовню, - это ли не помощь тебе по жизни! Не было бы куда слить, давно бы закис, запил, запаршивел». Я: «Про «слить» - это хорошо. Правду говоришь. У нас это неплохо получается. А ведь и ты весьма охоча до наших совместных усилий. Не совсем еще старушка».
И. смеется, но замечает: «А что в шестнадцатом веке?» Я: «Рафаэль и Леонардо изменили эстетику в отношении младенцев. Эстетика - оформившаяся в соответствии с условиями общежития манера уменьшать ощущения от неизбежно надвигающейся смерти». И.: «Трудно жить с тобой. Опять волынку про смерть завел. Это твоя эстетика. Таким способом ты противишься ей самой». Я: «И в этом деле ты мне - главная помощница. Художники стали изображать Христа, как обычного ребенка. Он у них маленький, пухленький. Леонардо, в «Мадонне Бенуа», изобразил мальчонку Христа, играющим даже не с крестом, а с цветочком. Мария - просто счастливая, молоденькая дурочка. Ничего про свою великую миссию не ведает. И - понеслось. Совсем иное восприятие семьи. Великая революция. Посмотри на эти солнечные скалы. Они кричат нам - Бога нет. И первыми, после тусклого Средневековья, «проорали» своими полотнами Леонардо да Рафаэль. Микеланджело поддержал товарищей, а Эль Греко затосковал от этих необратимых изменений. Поэтому сижу сейчас в трусах, а ты - в купальнике, который тебя не столько прикрывает, сколько раздевает».
Tags: Крым
Subscribe

  • Мелочь, но приятно

    Уникальные специалисты воспитывают молодежь в стенах 1-го колледжа. Но ведь можно же работать, можно возродить нашу промышленность! И название…

  • Мелочь, но приятно

    Большое спасибо директору Чебоксарского колледжа №1 Алексею Алексеевичу Судленкову, председателю Общественной палаты Чувашской Республики. Собрал…

  • Мелочь, но приятно

    В Чебоксарах, которые набирают все больше авторитета в качестве шахматного центра России, открылся Всероссийский шахматный турнир. Анатолий…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments