i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Крым. 2015. 120

Мария Ивановна кормила Ивана Ивановича. Впрочем, был он не Иван Иванович, а Георгий Александрович. Его краски и палитра, бутылки из-под растворителей. В мусорном завале обнаружились именно его фотоснимки. Окрестности Гурзуфа зимой и летом. Потрясающие виды весенних полей в цветах. И - скалы с волнами, бьющимися о камни.
Приятное напряжение нарастало. Что-то в хламе судьба припрятала. Чувство радостного ожидания усилилось после знакомства с художественным альбомом ленинградского художника Олега Теняева под названием «Петербургская элегия». Книжка посвящалась 300-летию Санкт-Петербурга. Пейзажи. Хорошо знакомые места: Павловск, площадь перед Никольским собором, улица Садовая. Масло. Ни акварелей, ни гуаши. Отсутствуют портреты. Мелькнул вид Крестовского острова да Английская набережная. Полотна светлые, полезные в плане релаксации. Картинки Теняева надо транслировать на слайдах во время утренних медицинских процедур. Очевидно, живописец живет рядом с Никольским собором и беспрерывно рисует его, не выходя из дома. Ставит мольберт у окна и фиксирует состояние воздуха вокруг голубой колокольни-иглы, что выходит на набережную канала.
Французы. Импрессионизм. Моне, хитрюга, придумал с помощью красок фокус. Берет Реймский собор. Изображает не материальную основу строения - стены средневекового тяжелого храма, - а свет и тени, что падают на стены. Тяжелое делает невесомым. Хороший заменитель. Не натуральный каучук, а искусственная резина. Свет и цвет хороши. Но есть в них подлая слабость, которая нравится человеку, как Кока-Кола, еще тогда, когда в напиток добавляли натуральную коку.
Лионелло Вентури тщательно скрывает «карнавальность» (скорее, «балаганность» художников-импрессионистов), хотя отделить их от кафешек, абсента, пожилых проституток и нищеты невозможно. Тулуз-Лотрек всех припечатал - канкан и публичный дом. Что до формы, то здесь гораздо сложнее. Когда Сезанн намеренно издевается над человеческими формами, он издевается над греками и их прекрасными эфебами. Человечество лениво. Ругались инженеры и техники, видя мазню нищих мазилок с Монмартра. Но, думали - глянь, как прощелыги облегчают себе жизнь! Плевали на традиции, законы. А мы? Чем облегчили мы существование в материальном мире? И вот вам, тут же, на Монмартре, а в зачуханной велосипедной мастерской появляется машина с двигателем внутреннего сгорания семейки Рено.
Путешественники на воздушных шарах призадумались: «Как одолеть диктат ветра? Чтоб полегче стало». Вот вам братья Райт. То же и на море. В строительстве (небоскребы), на транспорте (метро). Если нищие фокусники с красками научились так облегчать материальное, то чего же мы зеваем! Это раньше тяжело было убить человека (помаши-ка саблей!). Теперь - крупнокалиберные орудия, бомбы, газ. Выкашивает сотни тысяч, миллионы.
Один великий кинорежиссер так и назвал фильм: «Невыносимая легкость бытия». Правильно писали большевики: «Сумбур вместо музыки». В России чуть запаздывали. Впервые Левитан оказался в Крыму в 1886 году. Паустовский приводит свидетельство впечатлений. Поляна: солнце властвует над красками. Жизнь Левитана была невеселая, но после Крыма в самых мрачных пейзажах искал он свет, а его отсутствие подчеркивал с тоскливым недоумением («Над вечным покоем», «На Севере»). Но как радовался, когда был повод дать свету лазейку («Золотая осень»)!
Почему я так люблю французскую неформальную братию совместно с Левитаном? Как и всякий современный человек, развращен и слаб: сначала легкость бытия, а уж потом - будь, что будет, пусть самое невыносимое. Уильям Хогарт в «Анализе красоты» еще сопротивлялся бесформенности, настаивал на диктате линии. Но, тут же писал: «Суть художника - в работах, написанных, пусть не столь тщательно, но вдохновенно». Вот и у Теняева - не Никольский собор, а отражение света, что в разные времена года и дня «отскакивают» от стен храма.
Tags: Крым
Subscribe

  • Крым. 24 августа 2018. 254

    Поля подсолнухов. Черное на желтом. Черный – цвет универсальный. Универсальна ночь. Люблю подсолнухи – смелые растения: черноту дробят на черные…

  • Крым. 24 августа 2018. 253

    Остановились резко на перекрестке. Площадка заставлена большегрузами, междугородними автолайнерами. Вместительные мойки. Вдали высится хребет…

  • Крым. 24 августа 2018. 252

    Наша колымага раскалилась. Большие заторы на трассе. Люди дуреют. Те, что за рулем, устают. Думы об этом смирили гнев, решил не писать цидульку на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments