Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Крым. 2015. 117

Пришла возбужденная И.: «А старушка - резвая. Замучилась с детьми. Плакала у фонтана, жаловалась. Сама чуть не расплакалась, когда о своих ребятах подумала. Охламоны, а жалко. Теперь разговаривай со мной, успокаивай!» Вяло начал: «Не расстраивайся. Все будет хорошо. Ты - лучшая. Состаримся и умрем вместе». - «Не то говоришь, - прервала И. - Сам же не веришь!» Подошел с другого конца: «Видишь, у перил, между оливковыми деревьями, - Пушкин. Уже третий за три дня на небольшом пространстве. Деньги, что ли, отмывают на этих памятниках? Он и был-то здесь три недели. Поэты про Пушкина на юге писали немного. У них - мрачно. Бродский: «Засвети же свечу на краю темноты./ Я увидеть хочу то, что чувствуешь ты/ В этом доме ночном, где скрывает окно,/ Словно скатерть с пятном, темноты полотно». Поражают некоторые нелепости Иосифа: как это - «увидеть то, что чувствуешь ты»? И «в доме, где скрывает окно»? Это как понимать? Торопливость. Заумность. От учительницы Ахматовой: «Что войны, что чума?/ Конец им виден скорый,/ Их приговор почти произнесен./ Но, кто нас защитит от ужаса, который/ Был Богом времени когда-то наречен?» Путано. Бог времени. Язычество. В Риме бессчетное количество богов. Бог времени - еще ничего. А бог домашнего очага? Бог глиняных горшков  водных источников? Всё - в удвоении. Бродский и Ахматова - язычники. У учительницы сидельца понятны и явления. У ученика - куриная слепота. Засвети же свечу, я желаю глянуть не на тебя, родная, а на то, что ты чувствуешь. Что, девушке можно быть простоволосой и ходить в грязной одежде, поскольку важна не она, а ее невидимые чувства? Пушкин - проще. Римской театральщины не любил. И я не очень хочу «видеть твои чувства» перед лицом бога времени. Вот я желаю видеть тебя в купальнике - красивую, стройную, южную».
И. заслушалась, но не успокоилась: «Врешь ты все, Моляков, про Бродского и про «видение чувств». Пушкин связан с древними оливами. Светом и простотой. Вот греки – картин не рисовали. Ваяли молодых мужчин и женщин. На тысячелетия вперед «задавали» резерв человеческому «Я». Зачем изображать природу, если она сама за себя постоять может? Столетия спустя «проклюнулось» рабское в человеке - изображать природную стихию через пейзажи. В живописи нет ничего более несвободного, чем пейзаж. Греки «пролезали»  в природу через человека. Артемида превратила Актеона в оленя. Дафна была превращена в лавровое дерево. Для подобных «рывков» изображений должен быть гарем. Никаких детишек-младенцев. Не случайно Христа неведомые сценаристы перед смертью привели в оливковую рощу. Простой стих Александра Сергеевича столь же близок к природе, как и несчастный Актеон. Кто-то сказал: человек есть память. Нет! Человек есть природа, «вбитая» в сознание по лекалам человеческой малости. Передо мной не таинственная оливковая роща, а интерпретация мифологического образа всех деревьев сразу. Оливковое дерево можно сравнить в восприятиях с елочкой («срубил он нашу елочку»), а не с березой («во поле береза стояла»).
Оливы располагались посреди газонов, но я пошел по траве, сняв кроссовки. Мягкая трава щекотала пятки. Сорвал сизый листочек, сунул в карман. Долго гладил неровный ствол, пальцами обхватывал веточки. Вышел с газона, сел на лавочку на виду у Александра Сергеевича. Нюхал ладони. Как пахнет оливковое дерево? Оказалось - чуть горьковато, как и всякое живое растение.
За высокими кипарисами виден был покореженный мыс, уходящий в море, как чугунный утюг в складки синей ткани. Медведь-гора не была видна. Охватило странное чувство покоя. Все окружавшее было значительное - море, мыс, оливковые деревья, речушка, яркие розы. Среди великолепия видов и запахов был я мал, прост, незначителен. Обидно не было - это мое место, малое, исчезающее. Не надо дурных пьес и тысячелетнего тщеславия. Как, оказывается, немного нужно, чтобы согнать флер важности. Ни к чему ураганы и землетрясения. Легендарные деревья, вечер, горьковатый запах и камни в море. Ласковое безразличие природы - и вот ты поставлен на место.
Путь от остановки троллейбуса проделали по тропке между виноградными плантациями. Гроздья зеленые, жесткие. Бродят козы. Сарай. Услышав, что кто-то идет, выходит старый человек в нечистой байковой рубахе. Рядом - растрепанная девочка-малышка. Ребенок чумазый, глаза озорные, наглые. Кроха неожиданно падает на четвереньки, лает по-собачьи. И. вздрагивает от ужаса. И мне не по себе: девочка-собака! Дед - нам: «Идите, идите! Нечего тут смотреть!».

Tags:

Latest Month

March 2024
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Comments

  • 3 Mar 2024, 07:43
    "Родина - не Европа. Привыкай к лесам и полям, к избам, стенам городов, но, самое главное, к атмосфере. Так не хочется... Из Парижа – и в Чебоксары! Выше моих сил. Уговаривал себя: Волга – это…
  • 24 Feb 2024, 11:33
    Пошла плясать бабушка Лукерья! Нет волос на голове, прицепила перья...
  • 14 Jan 2024, 14:00
    Просто 3.14здец, а не стихи... Дальше надо уже по-матушке рифмовать начинать, а тема известна — всё о том же, тьфу :-(
  • i_molyakov
    30 Dec 2023, 12:50
    Спасибо вам за стихи о том поколении!! И с наступающим!! Успехов всяческих и здоровья!
  • 30 Dec 2023, 10:20
    Тьфу, блядь 😡 Политику едорасии начал чинушне разъяснять 😠
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner