i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Крым. 2015. 105

Гармония в художественных исканиях обманчива. Великолепный профиль Савонаролы кисти Фра Бартоломмео. Флорентийский монах желал «красивость» искусства, как подошедшее тесто, вновь собрать в квашню, плотно прикрыть крышкой. Огромный костер, что устроил этот неистовый, поглотил сотни книг, музыкальных инструментов, роскошных нарядов, скульптур, изысканной посуды. Как не взбелениться! Мазилки изображали голых баб. Темы - не христианские. Вот обнаженная девчушка рождается из волн морских (это Боттичелли). Языческий сюжет «Леда и лебедь». Что творит охальник Леонардо! Бесстыжая обнаженка, лебедь (Зевс) - похабен. Говорят, что эту картину Леонардо жгли на костре с особым удовольствием. И это пятнадцатый век!
Бунт Савонаролы социален. Церковная и светская знать. Меценаты, мать их! Преклоняются перед человеком. Деньги швыряют на нескромные наряды, карнавалы, непристойные игрища. Кто позволил Микеланджело высекать из мрамора Давида? Что творил Рафаэль? Его женщины - не Мадонны, пусть не прикидывается. Просто красивые молодухи («Мадонна в зелени», «Мадонна Альба»). Не уступают «человеческим» Микеланджеловскому Давиду. Ангелочки, говорите? Да это чистой воды эроты! Фра Бартоломмео - молодец! Хотя и он - не получились жирные заказы при богатеях, так он и меня за корку черного хлеба готов изображать. Бог им судья, мазилкам бесстыжим! Но, народ-то каков! С ума сошел. Любая новая картина Боттичелли превращается в общегородской праздник. Полотно несут во главе шествия, и простолюдины рады, забрасывают художника и его творение цветами.
Только скудость и Бог. Ради народа - этого предателя Божьего - никто на плаху не пойдет. А за Бога - пойдет. Я готов! И, может быть, что-то сдвинется в бараньих мозгах. Поймут, что их отвлекают от самого важного - от веры. У нас - протопоп Аввакум. Как бился, как страдал за слово Божье (и, параллельно с «жирными котами», рассевшимися по монастырским лавкам, княжеским хоромам). «Зло обло, стозевно, и лайяй».
Яркие бойцы. Ледяные глаза. Решительные сердца - Кальвин, Савонарола (борьбу вели с разных концов), Серафим Саровский, Аввакум, Нил Сорский. Революционные выплески кратковременны. У революционеров нет материального ресурса. Людишки, собравшиеся в поход, - неграмотны. Но без безумных прорывов история «окоченеет», испарится. Взгляд Боттичелли с картины «Поклонение волхвов» - умен, но, сколько во взгляде презрительной печали!
Известно - Леонардо терпеть не мог чернь. Художественный персонал, обслуживающий сытых, чувствует друг друга. Умер Боттичелли, и Леонардо единственный раз сокрушался по товарищу по цеху: «Сандро, бедный мой Сандро!»
Савонарола куролесил недолго. Повесили. Флорентийцы так же жадно следили за казнью великого собрата, как несколькими годами ранее впитывали проповеди контрреформатора, (хотя недавно несли Донателло медную посуду, ему не хватало металла для создания своего Давида). Ах, как хороши были пляски братьев во Христе, что устраивали вокруг костров последователи неистового монаха. Последствия были: никто не рисовал пародий на образы Изенхеймского алтаря, обессмертившего имя Матиса Грюневальда. Не изгалялись над Рублевской «Троицей». А вот шутника и дворцовую приживалку Веласкеса интерпретировали «и в хвост, и в гриву». Посмотрите на «Менины» Пикассо, на уродину инфанту Маргариту. Что сделал с «Менинами» Джоэль Питер Уиткин (обратите внимание на здоровенную дохлую собаку в нижнем правом углу). Наконец, Ирма Груенхольц прямо заявляет искаженными образами великого полотна: «Шутник был ваш Веласкес».
Вышли из дворца. Тревожно. Понимаю про контрреформацию и Аввакума. Мысли - с ними. А чувства? Эти предстали в зеркальных залах дворцов в Версале, Петергофе, Царском Селе. А изначально - в Риме, во дворце Колона. Зал - так зал. Антонио дель Гранде и Джеролемо Фонтана. А танцевальный зал Королевского дворца в Казерте. Там же - Тронный зал. А вилла Боргезе? И Зал Большого Совета дворца Дожей, с великим полотном «Рай» Тинторетто? Ощутил страх. В зеркальных дворцах ужас может быть столь же силен, сколь и восторг. «Квашню» искусства назад в бадью затолкать нельзя. Искусственно созданная красота равносильна богатству и тщеславию. Труды Савонаролы напрасны. Тесто можно лишь поджарить. Но румяным оно не станет. Подгорит. И вонь будет сильна.
Tags: Крым
Subscribe

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 104

    Распрощались с матерью. У В. - рюкзак. В него сложили еду, бутылки с квасом. Себе оставил рюкзак пустой, легкий. В. никогда не возмущается подобным.…

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 103

    Снились люди. Крым, Сочи - неясно. Просто пальмы, стрекочут цикады. Жарко. Вечереет. Окружили меня. Небольшую толпу возглавляет крикливая тетка в…

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 102

    У станции «Петроградская» легкое столпотворение. Хотя половина одиннадцатого вечера. Впечатление: вываливаются из Супермаркета, расположенного на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments