i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Крым. 2015. 103

Пушкин - шутник: «Я воды Леты пью, мне доктором запрещена унылость» («Домик в Коломне»). Это к тому, что в древности отражение человека в воде считалось способным на самостоятельное существование. Унылое отражение - грустный двойник. Александр Сергеевич завершает круг, желает выхлебать собственного возможного двойника. Смертные люди трындят: гений оставляет свои отражения в «зеркале просветленного духа» (вот как!). Веселый Саша, особенно до ссылки в деревню, ничего про «просветленный дух» не загадывал. «Домик в Коломне» - весьма игрив. И, все же, сильно сказано: «Я воды Леты пью…» И еще: «О, какие же здесь сети / рок нам стелешь в темноте: / рифмы, деньги, дамы эти. / Те-те-те и те-те-те». Пушкин обдумывал не тему денег или дам (с этим-то все понятно в связи с «сетями в темноте»). Но рифмы. А главное - эти самые «те». Стихотворение - более полное отражение внутреннего мира автора, чем прозаические строки.
Тянет писателей к стихоплетству. Горький стихи сочинял. И Бунин. А Лимонов изначально обозначал себя как поэт. Но рифмованное слово уводит отражаемого автора в глубины, в которых он и сам до конца не разберется. Блок: «Я здесь, в углу. Я там распят. / Я пригвожден к стене - смотри! / Горят твои глаза, горят! / Как черных две зари». Блок попроще Пушкина в нахождении словесных эффектов (век-то «серебряный», не «золотой»). Про «зеркало рифмы» - по-простому: «черные, пламенные зори». Здесь - Врубель с его Демоном и темным взором. Александр Сергеевич намеренно указывает на россыпь пустых отражений (досужие,  роящиеся сплетни - «те-те-те»). Не желает русско-эфиопский сочинитель двоиться. Это неизбежно: мальчонка, девчонка глянули в зеркальце - и пошло «расслоение» (внутренний собеседник).
Бредем по жизни расколотые. Ведем беседы с внутренним голосом. Шизофрения. Кто в ней смел - того и лечат. Мусульмане - пугливые. У них немыслимы сочинители историй про Дорианов Греев (Уайльд) или Петеров Шлемилей (Адельберт фон Шамиссо). Правоверные отвергают теневое подобие в изображениях. Лика Аллаха никто не видел, а у христиан - отчаянная смелость: Бог на Боге сидит и Богом погоняет. Самая страшная беда для магометанина - пленение души. Отражение способно взять власть над человеком, поймав его душу. И то верно: пялимся в зеркало, чтобы увидеть себя, а получаем не самого себя, а некое знание (правда о себе самом, вроде). Помимо пушкинских дерзких насмешек над отражениями, они есть взгляд на самого себя со стороны, а еще это «Я» в оценке. Оценка опасно нехороша. Отсюда навязчивое: «Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи».
Наша экскурсионная группа просачивается в кабинет Ее Величества. Снова, как неизбежность, огромное зеркало. Зачем царям так много отражений? С ума сошли во Франции - зеркальный зал в Версале. И у нас: множащие, дробящие бесконечность зеркальные помещения в Петергофе и Царском Селе. Властители тупы, не понимают, что они делают? Их наряды, золотые зеркала развратили человечество навсегда. Кто-то думает, что человек многого не видел. Чушь! Встаньте в Петродворце посредине сотен отражений, и вы поймете - смотрите на «все». «Все» видите. Ничего нового уже нет (дальний смех Александра Сергеевича - «те-те-те», а Лету уже испил).
Кабинет строг. Русский классицизм. Плоскости стен акцентированы рельефным багетом. В центре одной из них, словно мокрый младенец, только что извлеченный из утробы матери, - блестящий камин. Красно-коричневый мрамор. Такого «скользкого» никогда не видел. Диван, стулья в небесно-голубой обивке с резными накладками. Портреты семейства Павла I. Великолепные копии («те-те-те») с полотен Рослина, Ризенера, Дж. Доу. Бронзовые часы, канделябры, жирандоли и мейсенский фарфор.
Tags: Крым
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments