Вымытый царь может идти в опочивальню. Спальня - с светло-коричневым полом. Слева - невысокий приступочек и ниша, обрамленная белой лепниной. С верхнего края лепнины свешивается позолоченная ткань. Там, в алькове, раньше стояла солидных размеров кровать. Но, поскольку она была велика для одного туберкулезного, ее убрали, а в опочивальню поставили восемь коек, превратив помещение в палату.
Старуха-экскурсовод торжествующе взглянула в мою сторону: «Вот в этой комнате, вслед за больными, во время Ялтинской конференции, устроили помещение для генералиссимуса. Сделали из дворца его резиденцию. После смерти вождя, в пятьдесят третьем году, долгое время обслуживающий персонал засекреченного спецпоселка не знал о дальнейшей судьбе объекта. В пятьдесят пятом решили - быть правительственной даче. В Массандре останавливались многие советские и партийные руководители. Сама опочивальня расположена между двумя кабинетами Их Величеств. Обратите внимание на изысканные, прямо-таки ласковые, линии деревянного обрамления. Окна выходят на широкий, квадратный балкон. Крыша балкона поддерживается колоннами из розового мрамора. Изощренный мозаичный узор покрывает пол. Позже между колоннами поставили окна. Ощущение простора пропало, но для зимних месяцев это неплохо. Сохраняет тепло. Гостиный гарнитур выполнен в 60-х годах XIX века в мастерских петербургского мастера Гамбса. Помните «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова? Согласитесь - стулья удивительно похожи на те, что ломали по ходу действия персонажи романа. Эскиз же мебели выполнили императрица Александра Федоровна с дочерьми. В глубине ниши картина «Мадонна в кресле». Это копия Рафаэля. Слева и справа - декоративные панно живописца Шарлеманя. Привезены из дворца в Ореанде. Вы довольны, мужчина?» - обратилась мосластая женщина ко мне. - «Вполне», - ответил я.