Не все чертежники таили внутри себя писательские наклонности. В училище Штиглица (нынче учебное заведение называют «Мухой») учили делать работу качественно. А то нам бы в короткие сроки не проложить транссибирскую магистраль.
Немец решал - что делать со строением Бушара. Снести? Принято иное решение - поскольку француз строил средневековый замок в горах, то стены выложил толстенные. Набьешь камня, а куда с гор мусор вывозить? Добру - не пропадать! Прижимистый проектант максимально сохранил средневековое начало. Ввел в декор барочные элементы. Получилась милая, почти игрушечная, смесь средневековья и стиля Людовика XIII (бравые мушкетеры, интриган Ришелье, грызня с Англией - архитектура раннего барокко).
Нужно понравиться заказчику - и драгоценная игрушка пришлась по душе Александру III. Этот гигант мог держать на плечах тяжеленные балки, после кружения поезда, но в сердце хранить нечто детское. И более двадцати лет Россия не влезала в крупные военные конфликты.
Неладно с русскими самодержцами. Петра Алексеевича хотели изничтожить стрельцы. Мальчонка перепугался, прятался по монастырям от предательницы Софьи. Получился монстр с железным характером и мертвой хваткой. В архитектуре никакого расслабления - праздничного «Нарышкинского барокко». Все - чужое, западное, да еще в стиле голландского практицизма (старый дворец Петра в Петродворце). Подозрительно утвердилась на троне Екатерина II. Нелюбимый сын Павел, любимый внук Александр. Павлу, то ли проломили голову табакеркой, то ли придушили шарфиком. Итог - Гатчина да Инженерный замок, в котором располагалось впоследствии Инженерное училище, «выпустившее в свет» Достоевского. Екатерина II еще раньше «одела» в гранит стены Петропавловской крепости. Александр I был противоречив - отцовская муштра в Гатчине, бабкины либеральные науськивания. Он и начал готовить Конституцию, писать проекты о введении местного самоуправления. Разрешены эксперименты с парламентами в Польше и Финляндии. И - толстенький коротышка Наполеон. Этот выскочка намекал в письмах к Александру на странную смерть отца и на ту роль, что Александр сыграл в мутной истории с убийством. Взыграло отцовское воспитание - конституционные затеи прекратились, Грановского (предшественника Лорис-Меликова) отправили от двора подальше. Говорят - Александр I умер, а народ долго судачил: принял облик старца, скрылся в северных лесах.
Николай I. Декабристы. Убили Милорадовича, но Николай запомнил, что такое расправа и смерть. Александр II спускал потихоньку «пар». Но не до конца решительно. Бомбой взорвали. Александр III за отца мог отомстить жестоко. Террор - вероятен. Не было этого. Чуть-чуть «подморозил» - и успокоился. Говорят - напугали бомбисты. Англичане не испугали, а бомбисты почему должны были? Все-таки что-то детское, даже добродушное было в этом здоровом мужике-чужестранце. И Марксов «Капитал» при нем на русский перевели (самый первый перевод на европейский язык).
Не крепость Порт-Артур памятник третьему из Александров, а чудесное сооружение - дворец в Верхней Массандре. Нечто мягкое, весьма глуповатое было в его сыновьях. Чехов Николая II видел, сказал: «Обычный полковник». Половинчатость: Александр не смог достроить Массандру - в октябре 1894 года умер тихо, в собственной постели. Николай, сын, пообещал: если отцу в Массандре хорошо было, обязательно дострою. Расходы - не за счет казны, а из денег министерства двора Николая II (крупнейшего российского землевладельца).