i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Крым. 2015. 89

Подпорная стена за дворцом (напротив восточного фасада) отягощена тяжелыми декоративными вазами. Две колонны с затейливыми металлическими украшениями. Столбы устроены на полукруглых выступах, завершающих плавный разворот подпорной стены. На выступах устроены тихие фонтаны - воды мирно струятся, ниспадая в две чаши, закрепленные в камне. Снизу - небольшие резервуары для воды. Над фонтанчиками - воздушные арки в стиле барокко. Когда-то в них размещались статуи Аполлона и Гермеса. Сегодня проглядывает буйная зелень. Полукруглая стенка броско впечатывается в память угловатым узором из желтой и красной майоликовой плитки. Да еще и красная черепица  присутствует.
Шесть фонтанов. Вода льется из открытых пастей львиных голов, закрепленных в стене. Под львиными мордами - шесть чаш, в которые с плеском падают струи. Центр - опять же полукруглая лестница. Раньше, очевидно, она выводила на дорогу, которая вела к храму. В начале девятнадцатого века небольшое строение с четырьмя дорическими колоннами и треугольной крышей было выполнено в классическом греческом стиле. Небольшая алтарная часть, невеликие ворота, солнечный, продуваемый ветрами, портик. В 70-е годы архитектор Орлов строение  переделал. Новодел назвали церковью Иоанна предтечи. Выглядело строение хуже. Не надо было трогать.
Забрался по ступенькам к перилам, перепрыгнул, пошел через лес в сторону гор, но вскоре вернулся. Подходила наша очередь брать билеты и знакомиться с внутренним убранством дворца. Восточный фасад светло-желтый. Крымские дворцы хитрые. Воронцовские покои в Алупке - одна сторона представляет английский особняк, а противоположная сторона - в восточном стиле: арки, цитаты из Корана. Есть и мотивы средневековой Вероны - узкие проходы между стенами, мостики на уровне второго этажа. Хозяева строений - люди не бедные, но всеядные, жадные до жизни: если жить в роскошных покоях, то роскошь должна быть дополнена максимально уплотненным многообразием.
Восточная стена строения в Массандре - игрушечна, сказочна, напоминает идеализированную Францию. Две круглые башни, увенчанные островерхими крышами. Узенькие щели окон (бойницы). И, как бы в насмешку, милитаристским элементам противостоит парадный барочный ризалит. Поверху, на крыше и под ней, - богато орнаментированный фронтон из резного камня. Ризалит отяжелен угловатой лестницей. Она раскинулась вольно, а в ее основании - дверь, ведущая в прихожую дворца. Между прочим, лестница восточного фасада доходит до второго этажа, перед еще одной дверью - широкая площадка, напоминающая балкон. Слева - высокая балюстрада, охваченная мощными перилами. Там - разноцветные ларьки с сувенирами. А за этой вольной площадкой вниз, к морю, стелется часть великолепного парка, украшенного цветущими розовыми кустами. Там же, слева, - массивная, но уже четырехугольная, башня с четырехскатной крышей. В стене - не узкое, а большое окно, отороченное  фризом белого камня.
В Париже много остроконечных круглых башен. Напоминают изготовленные к запуску боевые ракеты. То же и здесь, в Массандре. Крыша не просто остроконечна, но и специально заужена, что придает строению воинственный вид.
Изначально горным участком владел князь Воронцов. Был маленький фонтанчик, клумбы, море цветов. Высились горы. Строение было большое, но одноэтажное, под крупной черепицей. Какая-то часть возведена из дерева. В доме проживал сын князя. Затея предусматривала устройство в Верхней Массандре обширного сельскохозяйственного предприятия. Виноградники и вино. Цель - напитки должны быть не хуже французских. Решили Воронцовы заменить «экономический дом» небольшим дворцом. Но за осуществление проекта взялось Удельное ведомство императорского двора царя Александра III. Князь Воронцов скончался в 1882 году, тогда и было приобретено имение. Александр III почти не имел русской крови. Датский двор был близок ему. Пригласили французского архитектора Этьена Бушара (отсюда «французистость» всего строения). Стройка затянулась. Царь и Бушар ушли из жизни почти одновременно. Десять лет «экономическое» имение пустовало. Его выкрашенные в темно-голубой цвет стены ветшали. Дворец напоминал глыбу, заброшенную сказочным великаном в горы. Окна забиты. Постройку  ожидала судьба дворцово-паркового комплекса в Измайлово. Место для мистически настроенных романтиков. Лес, скалы, горы. Где-то поблизости должна была быть усыпальница барона, дух которого все никак не мог угомониться. В дело решительно вмешался Александр III, полюбивший заброшенный лесной уголок.
Tags: Крым
Subscribe

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 104

    Распрощались с матерью. У В. - рюкзак. В него сложили еду, бутылки с квасом. Себе оставил рюкзак пустой, легкий. В. никогда не возмущается подобным.…

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 103

    Снились люди. Крым, Сочи - неясно. Просто пальмы, стрекочут цикады. Жарко. Вечереет. Окружили меня. Небольшую толпу возглавляет крикливая тетка в…

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 102

    У станции «Петроградская» легкое столпотворение. Хотя половина одиннадцатого вечера. Впечатление: вываливаются из Супермаркета, расположенного на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments